Д Е В И Ч Н И К |
современницы Рукотворное чудо Тамары Добролюбовой
– Конечно, художниками рождаются, а не становятся. Ваше искусство – еще одно подтверждение этому. – Я закончила Геологический факультет Университета, работала геологом, гидрофизиком, гидрогеологом, считала, что моя жизнь состоялась. Любила ездить, путешествовать, ходить в походы, собирать камни. Мне всегда хотелось испытать свои возможности, даже рискнуть. – Какие из походов запомнились больше всего? – Таких много. Практически каждый по-своему незабываем. Наверное, Карпаты все же занимают особенное место. В Карпатах я познакомилась со своим мужем. А еще – Белое море с его удивительными островами и необыкновенными космическими приливами. На Алтае совершенно восхитительные пейзажи. Представь, обрывается сияющий ледник и сразу – зеленая трава и яркие цветы. Во время похода на Южный Урал, заполненного приключениями, я впервые села на лошадь, причем не на тихую, спокойную, каких мы видим в городском парке, а дикую, необъезженную. Из походов приезжали уставшие, дорогой шутили, что после такого отпуска не мешало бы еще один отпуск, но впечатлений получали массу. – Тамара, а где Ваши корни? – Я родом из Забайкалья. В нашем роду не было художников. А вязать начала, когда родились дети, и мне, как и многим, пришлось внести изменения в стиль жизни, к тому же, не хватало денег. Сначала вязала, перевязывала детям, потом стала вязать для себя. – Вышивку тоже пришлось осваивать самостоятельно? – Однажды прочитала где-то, что рисунок можно перенести через кальку на трикотажную ткань и таким образом повторить, вышить любой узор. И я поняла, что могу придумать, нарисовать любой рисунок, перенести его на ткань и вышить. Этот процесс увлек меня необыкновенно. Я стала фантазировать, рисовать, вышивать и каждый раз удивлялась, как из ничего получалось что-то особенное, причем чаще всего даже не похожее на то, что придумывалось заранее. Это удивительные ощущения, ради которых можно многим пожертвовать.У Геннадия Шпаликова есть удивительно стихотворение: Бывают
крылья у художников, А
прорастают они так: – Представляю, как сложно было на первых порах. – Но и интересно. Конечно, вышивать я училась методом проб и ошибок. Постепенно что-то принимала, а от чего-то отказывалась. Вначале по трикотажу вышивала, используя в качестве основы ткань, но получалось грубо, пришлось отказаться. Однажды очень захотелось вышить георгин. Начала с середины, поэтому чем ближе подходила к краям лепестков, тем мой георгин все больше напоминал воронку – так стягивались края. Опыт приходил не сразу. – В каком настроении лучше работается? – Я люблю работать. И когда работаю, у меня всегда хорошее настроение. – Сколько времени прошло с момента создания первой коллекции? – Хохломская коллекция была первой – мне всегда нравились хохломские изделия, а последняя называется «Моя Русь». Это десять лет моей жизни. После «Хохломы» были «Гжель», «Гжельская майолика», «Платки», «Самоцветы», молодежная коллекция «Природа – это мы».
– Это удивительно, что за десять лет удалось сделать так много. – Работаю с утра до ночи. – И с ночи до утра. – Почти что так. И без выходных. Практически никогда не останавливаюсь. Но главное, что работа – в радость. – Какие материалы используете в работе? – Вяжу из шерсти, хлопка, льна, использую вязаное кружево, для ручной вышивки предпочитаю шерстяные нити. – Дома не возражают против маминого занятия? – Муж смирился, а дети гордятся моими успехами. И хотя может показаться, что такое занятие отнимало у них большую часть родительского внимания, мне думается, наоборот, для детей крайне важно, когда у родителей есть интересная профессия, увлечение. – Вам никогда не хотелось открыть свои курсы, школу ремесел, студию, преподавать? – Во-первых, я считаю, что мне не дано быть преподавателем. Преподавать и создавать – это два совершенно разных дела. – Таланта. – Может быть, и так. Есть и другая сторона. Преподавание сегодня связано с затратами. Нужно помещение, например, и т. д. Кроме того, за обучение придется брать деньги, а вязанием и вышивкой сейчас хотят заниматься далеко не богатые люди. – Ваши модели неоднократно демонстрировались: на выставках в ЦДХ на ВВЦ, в Славянском культурном центре, в клубе «Луксор» (гостиница «Метрополь»). У Вас большой опыт как участника выставок, конкурсов. Что посоветуете начинающим конкурсантам? – Проявлять инициативу. Первый конкурс, в котором я участвовала, был организован «Бурдой». За участие в нем я получила приз «За национальный колорит». Затем участвовала во многих конкурсах, устраиваемых другими средствами массовой информации, городских, Всероссийских. Недавно участвовала в конкурсе в Минске. И всегда по собственной инициативе. Участие в конкурсе – это и взгляд на то, что делаешь, со стороны, и приобретение очень полезного опыта, и новые друзья. – Тамара, а как Вы считаете, исключительная привязанность художника к традициям – это не от дефицита новых идей? – Нет, я так не считаю. Меня и дома окружают именно такие вещи: жостовские подносы, хохломские изделия, береста, гжель. Это моя любовь, моя жизнь, это меня волнует, как природа. Они чистые, искренние, добрые. Желание жить среди такой красоты – это, по-моему, наша национальная особенность. – Можно ли о вышивке сказать «модная», как, допустим, о силуэте? – Не думаю. Разные техники вышивки появились очень давно. Приемы одни и те же. Все зависит от вкуса, фантазии, обстоятельств, идеи и т. п. Вышивка – явление классическое, если так можно сказать. И не преходящее. – С нетерпением буду ждать Вашей новой коллекции. – Надеюсь, она доставит удовольствие тем, кто ее увидит. – И тем, кому посчастливится это чудо носить. Фотоматериалы представлены Тамарой Добролюбовой. |
|