Д Е В И Ч Н И К |
твой бизнес образование перспективы мода экипаж увлечения откуда родом любовь путешествия женские монастыри маленькие радости женские журналы откуда родом Ямщик, извозчик, таксист... ? Российские
Занятие извозом – бизнес в России чуть менее распространенный, чем торговля. Но так же, как и в торговле, редко кто объявляет официально о занятии извозом, если работает на себя, а не на хозяина. Сложилась негласная практика, по которой извоз в руках непрофессиональных водителей стал дополнительной статьей доходов семей, некоей негласной субсидией государства, позволяющего подкармливать себя, кто как может. Не нужно рассказывать, насколько опасным является это занятие для добровольных извозчиков. И все же в извоз пускаются, хотя бы время от времени, практически все сограждане, имеющие автомобиль, исключая, конечно, обеспеченное меньшинство. Женщины не остаются в стороне от бизнес-извоза. Чаще всего – женщины непопулярной ныне возрастной категории "за 40". Хотя, конечно, пускаются в это рискованное занятие реже, чем мужчины.Говорят, что слово “шофер” пришло к нам из Франции, так во время Французской революции называли разбойников. Про этих разбойников рассказывают страшные истории: будто бы они мазали лицо сажей и жгли подошвы своих жертв, если хотели у них что-либо выпытать. Позже “шоферами” стали называть кочегаров и прочих людей, чьи профессии были связаны с огнем. Еще позже “шоферами” называли и тех, кто управлял паровыми самодвижущимися машинами. Так появилось это слово в России и прижилось на целое столетие, а может, проживет и дольше. А на Руси извозом традиционно на протяжении веков занимались ямщики.Сколько их было ! Безымянные, из года в год исправно несли они свою службу и поневоле становились свидетелями бед и горестей человеческих. Позади – родной дом и семья, впереди – “летят версты... летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль” (Н. В. Гоголь). “Ямщик, не гони лошадей...” Эти ямщицкие будни рождали строки, наполненные щемящей сердце грустью-тоской.Со школьной скамьи запоминаются нам пушкинские стихи, перед завораживающей музыкой которых не может устоять ни один школьный проказник: “Что-то
слышится родное Слово “ямщик” происходит от слова “ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Слово “ям” на долгое время осталось в названиях ямщицких поселков: Ям-Ижора (в Санкт-Петербургской губернии), Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (на Валдае). Ям сохранился до наших дней по Каширскому шоссе около знаменитых Горок Ленинских. Этим же словом – “ям” – в XIII–XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов. А еще раньше, с X до XIII века повинность называлась “повоз”. С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников. “Ямским охотникам” в XVI веке оказывалась натуральная и денежная помощь. В XVII веке “нарочно выбранные” ямщики жили на особых землях в ямских слободах. Ямщики владели землей-пашней, разделенной на паи. Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал “служилый или приказной человек”. Он “расписывал” дорогу с устроенными на ней через 40–50 верст “станами” и обязанности населения по числу дворов, “кому с кем смежно и сручно”. Договор оформлялся письменно и вручался приказчику или старшему (с 1679 года обязанности приказчика, должность которого была устранена, перешли к воеводе или таможенному голове). В новгородских ямах, например, ямщику ежегодно выдавалось по пять рублей, семь с половиною четверти ржи, семь с половиною четверти овса или по двадцать рублей и десять четвертей ржи. Иногда заключался договор (в котором оговаривались условия найма) между ямщиком и населением: ямщик брал на себя обязательства по исполнению ямской повинности, а община обещала платить ему годовое жалование. Кроме того, население помогало ямщику по расчистке дорог, а ямщик освобождался от податей. Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, представляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные “прогоны”. Замечательный портрет ямщика оставил нам Николай Васильевич Гоголь: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух”. Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ему подчинялись «ямские дьячки», назначаемые из боярской среды. Иван III (1462 – 1505) в своем завещании (1504) призывал своих преемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. В XYI веке Борис Годунов (1598 – 1605) отличился заслугами в организации в Сибири почтовой службы со станциями. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована специальная почта параллельно дорожной, особые распоряжения предоставили частным лицам право пользования ямскими лошадьми. Императрица Екатерина II продолжила почтовую реформу: был введен должностной штат почтового управления, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, по всей стране была установлена единая почтовая трасса. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников. 8 сентября 1802 года все эти почтовые отделения перешли в ведение министерства внутренних дел. Ямская “гоньба”, или, говоря современным языком, почтовая и транзитная перевозка, была нелегкой службой, и часто семейство ямщика надолго оставалось без своего хозяина, дорожное одиночество которого скрашивали лишь удалые кони да переливы колокольчика. Лучше, чем рассказал о ямщике поэт Федор Глинка, и не скажешь: “Вот
мчится тройка удалая Многие потомки ямщиков занимались извозом. По правилам 1887 года за извозный промысел платили сбор, который не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади. Для каждого города, исходя из этой нормы, устанавливался свой предел. Сбор уплачивался по полугодиям. Извозчики перевозили седоков, кладь и товары. Среди городских извозчиков, например, выделяли ломовых (перевозивших кладь), легковых (перевозивших людей), биржевых (среди которых, в свою очередь, выделяли ухорских, или лихачей), безместных, или “ванек”, и других. В 1904–1905 годах для автомобильных извозчиков была установлена та же такса, что и для лошадных, – 60 копеек в час, и это несмотря на то, что автомобиль мог ехать быстрее и брать больше седоков. Абсурдной была и норма скорости для автомобильных извозчиков – 10 верст в час. Но имя автомобильных извозчиков, как и прочих водителей, изменилось. Их называли теперь ни ямщиками, ни извозчиками, а иноземным словом “шофер”, или “шоффер”. И только теперь всплыло из потаенных уголков памяти название для нелегального промысла – извоза, благодаря которому многим семьям удается удержаться на плаву. Рисунок Молотилова К.И. |
|