Д Е В И Ч Н И К |
конспект лекции Маэстро
«Когда я поступала учиться, у меня не было желания стать модельером, мне казалось, что все они «передирают» из журналов что только можно, потому что придумать ничего уже нельзя, и вообще, профессия эта несерьезная. Гораздо больше меня привлекало ткачество. Но преподаватель графики сказал: «Ты с ума сошла. Твое место в моделировании». Я прислушалась, пошла на моделирование, и моя жизнь состоялась. Что помогло мне?» Урок 1. Самостоятельность и ответственность Мне посчастливилось поучиться «по обмену студентов» 4,5 года в Германии. Учеба в Германии резко отличалась от методики отечественного образования. В то время как у нас опекали, разжевывали и в рот клали, там занятия строились на развитии самостоятельности, собственного мышления, ответственности за то, что ты делаешь. Никто не проверял посещаемость. Преподавали маститые художники. Учиться было очень тяжело, дело доходило до ненависти к столь жесткой системе. Но когда прошло три года после окончания и мы начали работать самостоятельно, только тогда мы оценили преимущества жесткого воспитания самостоятельности и ответственности и написали профессору фрау Шнайдер благодарное письмо. Урок 2. Бойцовские качества Профессия модельера – это бойцовская профессия, не позволяющая расслабиться. Выбрав ее и желая в ней что-либо достигнуть, вы обрекаете себя, например, на участие в конкурсах, по крайней мере, два раза в год. А это непростая нагрузка. На конкурсах необходимо научиться отстаивать свою точку зрения. Идет постоянная борьба, доказывание в условиях конкуренции, что ты прав. В жизни борьба еще более суровая, чем на конкурсе. Привыкайте, что всю жизнь вы будете сдавать экзамены. Все новое воспринимается в штыки. Если дизайнер хороший, его мысли опережают время на 3-5 лет. Обычно мы имеем дело с производственниками, обычными людьми, которым трудно понять, что будет через 3-5 лет. Производство имеет к тому же определенные рамки – технические, технологические. И ты со всеми своими великолепными идеями должен вписаться в эти рамки и в эти представления. При этом не должен обижаться, что тебя не понимают пока, а упорно доказывать свою правоту, если абсолютно в ней уверен. Бывает, что несмотря ни на что, идею отклоняют, а через три года сожалеют: «Какой замечательной была идея и как бы сейчас она пригодилась!» С благодарностью принимайте и это. Так завоевывается авторитет. Практикум на тему: «Как завоевать авторитет?» Расскажу вам эпизод из своей жизни. Однажды мне показывали модели из сурка. Все шкурки были поставлены елочкой, а передняя сильно выделялась – отличалась по цвету. Стали думать, что делать. Я и говорю: «Надо перевернуть полоску вверх волосом». Что тут началось! Скорняк, Александра Трифоновна ее звали, начала возмущаться: «Она же ничего не понимает. Как можно сурка поставить под зачес?» (Это называется «под зачес», а я сказала «вверх волосом», опозорилась совсем.) Я говорю: «Ну, хорошо, давайте попробуем. Распорем, перевернем, будет плохо – пришьем обратно». Однако когда перевернули, оказалось – идеально. Вот и все. С Александрой Трофимовной мы стали большими друзьями. Она стала прислушиваться к тому, что я говорю, стала мне все рассказывать о скорняжном искусстве, стала меня учить. Урок 3. Знание психологии Отношения с окружающими людьми – сложная тема. Нужно уметь наладить контакт абсолютно со всеми: и с заказчиками, и коллегами на работе. Даже если ты семи пядей во лбу по сравнению с рабочим, к нему нужно относиться с уважением. Каждый мастер в своем деле. А если ты обратишься к мастеру уважительно, да еще попросишь научить тебя, открыть какие-то тайны его мастерства, то этим только завоюешь расположение людей, с которыми будешь работать. Дизайнеру приходится разбираться не только в том, что происходит в стране и в мире, но и быть хорошим психологом, разбираться в людях. Знания психологии необходимы. Потому что, во-первых, работа дизайнера коллективная, связана с работой с конструктором, технологом, портнихой, начальником цеха и т.д. А вам придется всех убеждать в правоте своей идеи и в том, что ее претворение принесет пользу всему коллективу, что она экономична, выгодна и завтра будет обязательно востребована и все изделия раскупят. Урок 4. Умение торговать В советское время все сметалось с полок, и проблемы в этом смысле не было. Сегодня, когда есть возможность творить, мы не можем продать. Во время учебы в берлинской школе мы не только придумывали модель, но и сами ее отшивали, и сами продавали. Нас учили торговать – раз в месяц мы работали в бутике продавцами. Польза несомненная. Ведь наши модели выставлялись наравне с моделями известных фирм. Поэтому мы имели возможность выслушать мнение покупателей по поводу созданного, могли напрямую пообщаться с покупателями. Когда ты предлагаешь свое гениальное детище покупателю, вдруг оказывается, что это кошмар какой-то и ужас. Урок 5. Главное – креативная идея и ее продвижение Когда я находилась в начале своего пути, как и вы сейчас, я тоже думала, что вот сейчас весь мир переверну и сделаю так, как надо. Проходит время, и понимаешь, что в том, что делалось и делается – во всем есть рациональное зерно. Главное – должна быть идея, а вы должны четко представлять, что вы хотите, каким образом будете осуществлять свою идею и для кого. Когда разрабатываешь модель, нужно четко представлять, кто ее будет носить, как ты ее сделаешь, где, из чего. Урок 6. С чего начать? Участвуйте в конкурсах. Завоевывая победы и получая награды, не забывайте притчу о медных трубах. В наше время не было такого количества конкурсов, и в этом вам можно только позавидовать. Сейчас многие стремятся помочь молодежи выстоять. И конкурсы становятся той стартовой площадкой, с которой начинается трудовая биография.
|
|