Д Е В И Ч Н И К |
В №4/2005 читайте: Журнал "Бизнес и общество" Школа звонарей Клуб Zonta Дизайнер Alina Assi конкурс "Обложка года" образование Школа звонарей Колокола – молитва в звуке
– Виктор Григорьевич, когда появились первые колокола? – Первые нецерковные колокола появились задолго до начала нашей эры. В Библии сказано, что одним из признаков священства в Израиле были колокольчики на одеянии священнослужителя. Но почему колокола стали одним из главных атрибутов христианства? На этот счет существуют разные мнения. Есть легенда, согласно которой примерно в 402–405 гг. епископ города Нолы святой Павлин Милостивый возвращался из обхода своей паствы, устал и решил отдохнуть в поле. Ему приснился ангел с полевыми колокольчиками в руках. От колокольчиков шел чудесный звон. Епископ был так поражен увиденным во сне, что, когда пришел в город Нолу, заказал литейщикам колокола, по форме напоминающие полевые колокольчики. Сон был вещим. Как свидетельствует легенда, после окончания работ оказалось, что все колокола удались – они прекрасно звучали. До этого колокольчики уже существовали – клепаные, кованые, разной формы – квадратные, круглые, конусообразные, но они не звонили. Свершилось чудо. Совпало, что город Нола, один из крупных городов провинции Компана (или Компании) Неаполитанского государства, являлся центром медеплавильной промышленности. Так, благодаря божьему промыслу литейщики Нолы начали лить колокола, которые затем распространились по всему миру под названием «компаны». – Какой состав использовали для литья колокола? – Колокола лили из бронзы. Состав был найден быстро, что подтверждают раскопки, и в основном сохранялся: примерно 80% меди и 20% олова. А вот форма, материал и способ изготовления были различными. Колокола могут по-разному использоваться в звонах и устанавливаться в различных местах: у входа или внутри храма, у трапезной, в куполе храма и т.д. Главное – не материал или форма, главное – символ, духовная суть и намоленность. – Существуют ли правила, какие узоры должны быть на колоколе, какие фразы? – Вначале писали слова из Евангелия, позже стали ставить дату изготовления, описывать, в честь какого события, с чьего благословения, при каком царе отлили колокол. С точки зрения звона, надписи, узоры, иконы только ухудшают его качество. – Когда появились первые колокола на
Руси? – В VI–VII веках колокола звучали во всех уголках Европы. Римский папа Сабониан издал специальный указ о благословении использования колоколов. Прошло несколько веков, прежде чем колокола появились на Руси. С принятием христианства на Руси стучали, звонили только в било. В то время христианская церковь разделилась на восточную во главе с Царьградом и западную во главе с Римом. Приняв греческую веру, мы приняли и звон. А в восточной христианской церкви звонили только в било, существовавшее еще с конца III века. Сначала появились деревянные била, затем – металлические. Колокола восточная церковь считала принадлежностью латинян. Отец Антоний, один из основателей Киево-Печерской Лавры, оставил по возвращении из святой земли Афона воспоминания, в которых упомянул, что в било звонят по Ангелову внушению, а в колокола звонят латиняне. Таким образом, колокола не использовали прежде всего по духовной причине. Но была и другая причина: их дороговизна. Бронза считалась полудрагоценным металлом, слишком дорогим для повсеместного использования. Однако вскоре колокола можно было увидеть на великокняжеских соборах, на митрополичьих и владычьих соборах – колокола становились признаком власти. В Троицко-Сергиевской Лавре (тогда Свято-Троицкий монастырь) колокола появились в 1420 году, через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда вскрыли мощи преподобного и встал вопрос о его канонизации. Преемник Сергия Радонежского Никон купил в честь этого события два колокола, один из которых сохранился до наших дней и сейчас, почти 600 лет спустя, является действующим. Хотя сам преподобный считал, что монашеская жизнь должна быть тихой и скромной, а колокола слишком громкие и помпезные. С XV века, времени объединения земель вокруг Московского княжества, повсеместно возникают каменные храмы, монастыри обносятся каменными стенами, особое внимание уделяется торжественности богослужения, чину богослужения, создается знаменное пение. И начинает развиваться колокольное дело. Сначала приглашали иностранцев, позже, с XVII века, появились отечественные умельцы. – Используется ли било сегодня? – Столетиями традиции звона развивались на фоне использования бил и ритмического клепания (ударения) в них. Поэтому основа православного звона заключается не в мелодии, а в ритме и взаимодействии тембров колоколов и бил. Било может использоваться не только в церковном звоне, но и для созыва людей в чрезвычайных ситуациях.
– «Русский профиль» – это особое соотношение диаметра, толщины и высоты колокола, что обеспечивает его благозвучие (богатый тембр) и певучесть. – Как извлекается звук из колокола? – В старину существовал «очепный» способ, при котором раскачивался сам колокол. Этот способ сохранился в некоторых обителях и в наше время. Но чаще используется «язычный» способ, когда звон происходит благодаря качанию языка и ударению его о неподвижный колокол. Основой звона являются не ноты, а благозвучие каждого колокола. Не допускается замена звонаря фонограммой. – О чем звонят колокола? – Самое древнее послушание колокола – звать каждого в храм Божий, возвещая окрест слова святого Евангелия: «Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф., гл.11,28). Различают четыре вида канонических звонов: благовест, перебор, перезвон и трезвон. Благовест несет благую весть о начале богослужения и осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, благовест начинается тремя редкими ударами, а затем идут более быстрые мерные удары. Перебор является погребальным звоном, он осуществляется медленными ударами в каждый колокол и било от самого малого до самого большого. Перезвон – печально-торжественный звон, совершаемый два раза в год (на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения) ударами поочередно в каждый колокол или било от самого большого до самого маленького. Трезвон – звон во все колокола или била – выражает радость и торжество. Трезвон, осуществляется, например, после венчания при выходе новобрачных из храма, а также после крещения при выходе новокрещенных. – Колоколов на колокольне может быть несколько. Как распределяются роли в колокольном семействе? – Согласно строгой иерархии колокола объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники. Самый большой и самый низкоголосый задает ритм остальным. Самые маленькие (2–4 колокола) – зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства звонаря одним узлом. Их голоса переливаются трелями. Подзвонные (средние) колокола посолиднее. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике обычно под левой рукой звонаря. – Где можно выучиться на звонаря? – Сейчас звонарей не хватает так же, как и
колоколов. Самое большое количество колоколов погибло в 30-е годы
прошлого века. Но и в наше время погибает не меньше по разным причинам:
воровство, спекуляция, неумение работать с колоколами, особенно старинными.
Бронза становится хрупкой со временем и легко разрушается от сильного удара. За
последние 15–20 лет мы разбили половину того, что нам досталось. Это первая
проблема. Постепенно она решается с помощью новых колоколоплавильных заводов и
благодетелей, или спонсоров, как мы их сейчас называем. Вторая проблема – звонари. Их ее хватает. В России старший
звонарь брал себе учеников и обучал их по методу
«Делай, как я», без методик и учебников. И сейчас есть такие звонари,
которые сами готовят себе смену. Когда в 1995 году мы задумали организовать Колокольный центр, основной задачей, вставшей перед нами, была подготовка звонарей, причем интенсивная подготовка. В течение трех месяцев учащиеся должны освоить и теорию и практику. В 2005 году у нас юбилей – колокольному центру исполняется 10 лет. За это время мы подготовили 600 звонарей. Ежегодно выпускаем два курса: осенний – к Рождеству и весенний – к Пасхе. Иногда собирается и летний курс. Занятия строятся таким образом: еженедельно 2 часа теории, 3 часа практики с преподавателем и 2 часа самостоятельной работы. Организовать интенсивное обучение удается благодаря тому, что у нас две свои звонницы, не связанные с храмом. – Сколько девушек обучаются в вашей школе? – Обычно пятая, четвертая часть всех учащихся. – Существуют ли какие-либо особые требования к поступающим? – Особых требований нет, но, конечно, желающие стать звонарями должны быть верующими, воцерковленными. В церкви к звону без благословения вас никто не допустит. В Уставе церковного звона говорится: «Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью». А второе условие – желание учиться. Иногда спрашивают, нужно ли музыкальное образование? Нет, не требуется ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Необходимо только чувство ритма. Если вы немного танцуете или поете, этого вполне достаточно. К тому же чувство ритма развивается, было бы только желание. У нас разработана собственная методика обучения, есть библиотека, видеофильмы, аудиокассеты, CD. Наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование и большой опыт работы в храмах. Звонарей мы готовим для Москвы, Московской области и других регионов. В России во многих местах сохранились традиции звонов. Существуют ростовские, псково-печерские и другие традиции звонов. Сейчас есть школы звонарей: в храме Христа Спасителя, Ново-Петровском монастыре. В основном, это школы при храмах. В Новосибирске, Саратове, Краснодаре организуют факультативы. Их ученики занимаются колокольным звонов «для самообразования», часто не верят в Бога. Заканчивают курс, а дальше что? – Может ли звонарь стать известным человеком, сохранились ли имена звонарей? – Звонарь – это не профессия, тем более – престижная. Звонарь – это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения. – Любой человек может подняться на колокольню? – Нет, только по благословению настоятеля. На Пасху, Рождество пускают детей. Но это очень опасно. Хотя, конечно, воспоминания остаются на всю жизнь. Мы пошли по другому пути: организовали музей-лекторий, в котором посетители знакомятся с историей и традицией православного колокольного звона, искусством литья колоколов. Колокола как люди, у каждого своя история, их также можно услышать на лекциях. На музейной звоннице всем желающим предоставляется возможность позвонить в колокола, а также услышать все виды канонических звонов. |
|