Д Е В И Ч Н И К |
приметы времени Беспризорные дети… Мы, взрослые, видим их каждый день. Большинство из них (около 90%) – это социальные сироты, то есть дети, которых бросили родители или которых отобрали у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Беспризорность давно уже приобрела катастрофические размеры. В 1921 году после Первой мировой войны, революции, гражданской войны в России насчитывалось около 5 млн беспризорников, в 2000 году только по официальным данным – около 1 млн человек. Добавьте к этому количеству безнадзорных, беженцев, тех, кто оказался в трудно жизненной ситуации. Образ жизни, уровень образования, состояние здоровья бродяг являются предпосылками их ценностей при взрослении, их планов на будущее. Наиболее вероятный прогноз: бедность и социальная апатия, криминал. В соответствии с проведенным и опубликованным в Мониторинге общественного мнения (сентябрь-декабрь 2003 г.) исследованием среди беспризорных детей 7–10 лет способны умножить 3 на 4 только 33,5%, не смогли назвать государство, в котором живут, 18,5% опрошенных, а 30% вообще не помнят ни одной сказки. Они живут в подвалах на чердаках, в заброшенных домах и на дачах, в гаражах и у труб центрального отопления. На жизнь зарабатывают разными способами: попрошайничают (52,1%), подрабатывают (на рынках, стройках носильщиками, подсобными рабочими, на частных огородах, продают бутылки, убирают мусор и т.п.; 38,6%), воруют (34,45%), занимаются сексом за деньги (7,9%), продают наркотики (3%). Экономический, социальный, нравственный кризис – не общие слова. Явление это нашло выражение в падении престижа семьи и семейных ценностей. Количество социальных сирот при живых родителях – алкоголиках и наркоманах – увеличивается и не может быть оправдано никакими политическими и экономическими целями. Потому что негативный опыт пребывания в неблагополучных семьях и закрытых учебно-воспитательных учреждениях, а тем более – на улице наносит непоправимый вред развитию детей, становлению их психической зрелости как умения разумно руководить своими поступками и действиями, социальной зрелости как способности самостоятельно участвовать в жизни общества. Никакие теоретические труды и методики не смогут решить проблему социальной адаптации социальных сирот, для этого им нужно вырваться из-под власти феномена общественной собственности, приобрести близких людей, которые могли бы оказать им помощь в трудную минуту, получить навыки созидательной самостоятельной жизни, но не разрушительной «уличной» или «бригадной» самостоятельности. |
|