2001  2002   2003  2004  
  2005
  2006:  №1  №2 3 4
  Подписка
    Реклама   Новые номера журнала   Гранты, конкурсы
  Неделя моды в Москве  
  RFW. Расписание показов
   Кутюрье года    Выставки на ВВЦ
 
 Золотой фонд прессы
  Мастерицы России:
  Тамара    Добролюбова

Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ]
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
  увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия   
письма
  сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   
выставки

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

любимое дело

Берестяные чудеса Анны Николаевны

Кто Вас научил плетению?

Я самоучка. Много лет подряд отдыхала на южном берегу Белого моря. На меня в тех местах большое впечатление произвели брошенные деревни. Представляете, входишь в дом, а там вся красота, та, что теперь представлена на вернисажах, стоит, как будто хозяева на минутку вышли. Когда я увидела всю эту красоту – плетеные сундуки, предметы быта, забыть ее было невозможно.

Помните Ваш первый опыт в плетении?

Мне было 16–17 лет. В те годы я работала в пионерском лагере. И однажды старик показал мне, как из лыка можно плести лапти. В течение нескольких минут, а потом я в течение трех месяцев каждый тихий час и с утра пораньше пыталась понять, как взять, куда вплести. Сейчас, когда уже имеешь опыт, стоит только подсмотреть что-то новенькое – ловишь на лету. Я и детям говорю: «Тяжело? Но так и должно быть. Когда учишься читать, тебе тяжело, а позже от чтения получаешь удовольствие». Так и я сейчас. От плетения получаю удовольствие.

Где Вы берете материал?

В лесу. Это самое страшное, трудоемкое в нашей работе. Одни комары чего стоят! Заготавливаем после Троицы. Идем в лес, ищем березу, чтобы ладненькая была. Вырезаем кусочек, но так, чтобы не повредить дерево. Есть на дереве пористый слой – камбий. Если Вы до кости поранитесь, останется шрам, если слегка пораните кожу, шрама не будет. Так и здесь. Бересту нужно срезать так, чтобы не поранить камбий. Бересту режем на полоски и начинаем плести.

Бересту вымачиваете?

Вовремя собранная береста в дополнительной обработке не нуждается.

Какие существуют способы плетения?

Есть всего два способа плетения: косое и прямое. Когда я занимаюсь с детьми, они уже через три дня плетут корзинки прямым плетением. Плести учимся не из бересты, а из упаковочной ленты. Изделия получаются очень красивые.

Откуда Вы родом?

Я – москвичка, конструктор-электронщик в прошлом, много путешествовала, исходила Памир Тянь-Шань, Кольский полуостров. Но Беломорье меня поразило настолько, что я больше 10 лет ездила только туда. Прошла от Каргополя до Белого моря все, исходила пешком, Онегу прошла за четыре года. Была такая популярная серия, называлась «По дорогам прекрасного», в ней подробно излагались маршруты: приезжайте на такую-то станцию, пройдете столько-то километров, там есть такая-то деревня, в ней такие-то особенный дома и т.д., все очень подробно. Люди в тех местах покидали дома не от хорошей жизни, а то и не по собственной воле. Подойдешь к дому – он наполовину крапивой закрыт. Пролезешь через нее, войдешь в дом, и сердце дрогнет. Вещи хранят человеческое тепло, пыли нет, стены хранят запах печи. Брать никто ничего не брал. Каждая вещь имеет ауру. Люди уходили в беде. И брать что-то из такого дома – грех, сравнимый с разрушением могил. В домах этих всюду была береста. Даже поплавок, грузило – из бересты, крыши кроют – используют дранку сосновую, а под ней – тоже береста. Когда церковь восстанавливали, увидели, как делают гидроизоляцию: валуны обертывали берестой.

Вы плетете не только из бересты, но и из соломы?

Что Вы! Я в течение уже четырех лет не вижу соломы. От Савеловского вокзала еду два с половиной часа, но ни одного поля не вижу. Эти куколки не из соломы. Однажды встретила сумки, сделанные из оболочек кукурузных початков и воспользовалась этой идеей. Оболочки высыхают и сами выбеливаются от света. Вешаете на балконе, сушите и получаете готовый материал. Но перед началом работы их приходится намочить, чтобы стали эластичными, податливыми. Готовое изделие высыхает, и перед Вами ангелочек. Его основа – обычная крестовина. Сделать такого ангелочка из бересты гораздо сложнее, очень трудоемкая работа: нужно вырезать крылышки, ручки бусинки, фартучек…

Вы не красите бересту?

Ни в коем случае. У бересты разный цвет. Одни куски оттеняют другие, получается очень красиво, никакой подкраски не требуется.

Кому передаете опыт?

Я занимаюсь с ребятами в православном лагере, а Наташа, познакомьтесь, пожалуйста, Наталья Будакова работает в детском клубе.

Урок 1

Для тех, кто мечтает научиться плести из бересты

Нет ничего сложно. После тот как сниму бересту, храню ее в рулончиках. Потом режу на полосочки. Из этих полосочек плету. Для крепления использую обычные скрепки (раньше применяли расщепленную веточку). Все просто. Сейчас научиться совсем не сложно. Книг – масса. Но в качестве материала на начальном этапе обучения лучше воспользоваться упаковочной лентой.

А теперь включай фантазию


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.