2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

история экипажей 

Колесницы и сухопутные парусники 

Изобретение колесниц вызвало революцию в военном деле. Исход целых сражений и судьбы государств зависели от их стремительной атаки на поле брани. Трудно сказать, когда точно появились первые колесницы, но достоверно известно, что они существовали с начала III тысячелетия до нашей эры в Двуречье. Ритуальные и боевые колесницы археологи находили на территории древнего города Киша, древнего города-государства Ура и в Закавказье. Во многих музеях мира хранятся предметы с изображением колесниц, их глиняные и бронзовые модели.

Слава о колесницах сохранилась в мифах, легендах. Все слышали об огненной колеснице Ильи Пророка, об отважных воинах и боевых колесницах гомеровской "Илиады". У Гомера подробно описано устройство колесницы:

"И, устремившись поспешно, богиня старейшая Гера,
Кроноса мощного дочь, снарядила коней златоструйных.
Геба с обеих сторон колесницы на ось из железа
Медных набросила два колеса. О восьми они спицах;
Обод у них золотой и нетленный; его покрывали
Медные шины, приставшие плотно и чудные видом;
Ступицы из серебра с обеих сторон закруглялись;
Кузов ремнями из золота и серебра прикреплялся,
А впереди вкруг сиденья шли вогнутых два полукружья.
Дышлом серебряным кузов кончался. К нему привязла
Геба ярмо золотое, прекрасное, также продела
Пышную сбрую, из золота всю. Подвела тогда Гера
Легких коней под ярмо - быстроногих и жаждавших брани".

(Гомер "Илида". Пер. Н. М. Минского)

Эмоциональное описание колесницы мы встречаем у ветхозаветного пророка Наума: "... огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копыт волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния".

В Древнем Египте, Персии, Ассирии, Древнем Китае, Индии особые отряды из воинов на колесницах выступали впереди или по флангам пеших воинов. Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника. Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

Боевые колесницы были разных, говоря современным языком, моделей. В двухколесную запрягали одну лошадь или пару лошадей. Ими управлял возница, а остальные воины стреляли из луков, сражались мечами и копьями.

"В доме отца Ликаона стояло одиннадцать пышных
Новых вполне колесниц, покрывалами плотно покрытых.
Лошади, по две на упряжь, близ каждой из них находились;
Полбой кормились они, ячменем насыщалися белым".

(Гомер "Илиада". Пер. Н. М. Минского)

Четырехколесную колесницу с прикрепленными к ней копьями и косами тащили четыре лошади, покрытые панцирем.

В Греции колесницы использовались в мирных целях - для спортивных состязаний. В Римской империи колесницы стали очень популярным средством передвижения. На каменных римских дорогах можно было встретить двух- и четырехколесные колесницы, открытые и закрытые, двух- и многоместные, роскошно отделанные и победнее. Чем больше лошадей запрягали в колесницу, тем выше была ее скорость. Диаметр колеса достигал 1,5-2 метров. Такой размер закрепится за колесом, используемым в различных повозках, на многие века. Большое впечатление производили роскошно отделанные победные триумфальные колесницы, запряженные восьмью парами коней.

Идея колесницы перекочевала в наше тысячелетие. В средние века в Западной Европе еще строили боевые колесницы. Но их внешний вид претерпел изменения. Возведенные прочные стенки с прорезанными бойницами средневековой колесницы скрывали стрелков и небольшие орудия.

Мечта о сухопутных парусниках оказалась не менее живучей. История упоминает о ладье на колесах русского князя Олега в его походе на Царьград. Сухопутный парусник был также построен голландцем Симоном Стевином (кстати, это он открыл десятичные дроби) по заказу принца Оранского в 1660 году. Четырехколесная повозка имела две парусных мачты и была приспособлена для 28 пассажиров. Чтобы повозка могла двигаться и в безветренную погоду, к колесам со временем добавили зубчатую передачу.

Редкие упоминания о попытках сконструировать сухопутные парусники во второй половине ушедшего тысячелетия кажутся экзотикой и напоминают ностальгические нотки о чем-то ушедшем. Слишком много появляется новых идей, новых искушений для пытливого ума, стремящегося создать нового кумира, еще не виданное никем диво дивное.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.