Д Е В И Ч Н И К |
история экипажей Колесницы и сухопутные парусники Изобретение колесниц вызвало революцию в военном деле. Исход целых сражений и судьбы государств зависели от их стремительной атаки на поле брани. Трудно сказать, когда точно появились первые колесницы, но достоверно известно, что они существовали с начала III тысячелетия до нашей эры в Двуречье. Ритуальные и боевые колесницы археологи находили на территории древнего города Киша, древнего города-государства Ура и в Закавказье. Во многих музеях мира хранятся предметы с изображением колесниц, их глиняные и бронзовые модели. Слава о колесницах сохранилась в мифах, легендах. Все слышали об огненной колеснице Ильи Пророка, об отважных воинах и боевых колесницах гомеровской "Илиады". У Гомера подробно описано устройство колесницы:"И, устремившись
поспешно, богиня старейшая Гера, Эмоциональное описание колесницы мы встречаем у ветхозаветного пророка Наума: "... огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копыт волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния". В Древнем Египте, Персии, Ассирии, Древнем Китае, Индии особые отряды из воинов на колесницах выступали впереди или по флангам пеших воинов. Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника. Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона". Боевые колесницы были разных, говоря современным языком, моделей. В двухколесную запрягали одну лошадь или пару лошадей. Ими управлял возница, а остальные воины стреляли из луков, сражались мечами и копьями. "В доме отца Ликаона
стояло одиннадцать пышных Четырехколесную колесницу с прикрепленными к ней копьями и косами тащили четыре лошади, покрытые панцирем. В Греции колесницы использовались в мирных целях - для спортивных состязаний. В Римской империи колесницы стали очень популярным средством передвижения. На каменных римских дорогах можно было встретить двух- и четырехколесные колесницы, открытые и закрытые, двух- и многоместные, роскошно отделанные и победнее. Чем больше лошадей запрягали в колесницу, тем выше была ее скорость. Диаметр колеса достигал 1,5-2 метров. Такой размер закрепится за колесом, используемым в различных повозках, на многие века. Большое впечатление производили роскошно отделанные победные триумфальные колесницы, запряженные восьмью парами коней. Идея колесницы перекочевала в наше тысячелетие. В средние века в Западной Европе еще строили боевые колесницы. Но их внешний вид претерпел изменения. Возведенные прочные стенки с прорезанными бойницами средневековой колесницы скрывали стрелков и небольшие орудия. Мечта о сухопутных парусниках оказалась не менее живучей. История упоминает о ладье на колесах русского князя Олега в его походе на Царьград. Сухопутный парусник был также построен голландцем Симоном Стевином (кстати, это он открыл десятичные дроби) по заказу принца Оранского в 1660 году. Четырехколесная повозка имела две парусных мачты и была приспособлена для 28 пассажиров. Чтобы повозка могла двигаться и в безветренную погоду, к колесам со временем добавили зубчатую передачу. Редкие упоминания о попытках сконструировать сухопутные парусники во второй половине ушедшего тысячелетия кажутся экзотикой и напоминают ностальгические нотки о чем-то ушедшем. Слишком много появляется новых идей, новых искушений для пытливого ума, стремящегося создать нового кумира, еще не виданное никем диво дивное. |
|