Д Е В И Ч Н И К |
современницы в искусстве Импровизации
Посещение выставки запланировано не было. Просто был сентябрь, выходной день и несостыковка в планах. О выставке мне рассказала знакомая: «Обязательно загляни, не пожалеешь». В фойе играла музыка, кружились пары. Пили чай с тортом. Наверное, я некстати. «Заходите, заходите, попейте с нами чайку», – услышала я. Танцы - это удовольствие – Женя,
разве торт не мешает танцам?
Живопись - это цель и смысл – Женя, так кто же вы по профессии? – Ой, профессий у меня много. Закончила я художественную школу, потом отделение изобразительного искусства факультета общественных профессий МГУ, потом факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, работала художником у нас, и в Америке, где даже получила звание почетного гражданина штата Оклахома, преподавала декоративно-прикладное искусство на курсах, позже преподавала английский. Но живопись – это главное. Это цель и смысл. Живопись – это ведь не профессия в прямом смысле. Живопись – это образ мышления, способ существования. Рисую я всю жизнь. У меня есть фотография, на которой мне полтора годика, но я с серьезным видом что-то осмысленно рисую. – У вас не традиционные картины. – Эмаль я увидела у Татьяны Левицкой. Не знаю, какая у нее техника, но я лью краску с кисточки на бумагу, когда с предварительным эскизом, когда без эскиза. Черно-белую графику я буквально лью с кисти, поэтому линия капризна и динамична. Каждая из этих работ сделана на одном дыхании. Кроме бумаги и картона использую старые календари. Вот это я придумала. Полиграфическая фактура работает как подмалевок. Может, кто-то работает так же, но я подобное не видела нигде. Выбор такой странной техники ни в коем случае не продиктован погоней за модой на современные материалы, это поиск наилучшего способа выразить себя. Получается полная импровизация, фактура становится партнером, она даже иногда как бы тянет за собой. Смотришь на полиграфию и уже чувствуешь рисунок. Это с одной стороны. С другой – эмалевая краска не терпит никаких заготовок, она имеет характер и ведет себя так, как она хочет, у нее совершенно непредсказуемая реакция. Иногда оставляешь работу «подсохнуть» – и вдруг видишь совершенно другое изображение. Получается, что и краска выступает соавтором. Импровизация не поддается логике, в ней все складывается так, как складывается, в картинах нет никакого подтекста. Но каждый видит свое. Хотя есть и такие, кто и не понимает, и не принимает.
Бизнес и творчество совмещать нельзя – Все же, если не секрет, какая из многочисленных профессий помогает зарабатывать на жизнь? – Опять же разные. Сначала, например, еще в студенческие годы, я зарабатывала тем, что вязала и продавала варежки, платья и тому подобное. У меня была вязальная машина, и я профессионально занималась вязанием. Потом мне показали, как расписывать матрешек. После того, как рынок насытился, я стала расписывать брошки. Затем работала художником, а позже – преподавала английский. Сейчас живопись меня кормит. Выставок много, и это хорошо. – Только в Москве? – Не только. В ближайшее время состоится выставка в Германии. Часть картин готовы, но мне хотелось бы подготовить еще около сорока. – Сколько? – Сорок масляных работ. – Вы и художник, вы и продюсер… Когда же вы успеваете объять необъятное? – Тяжело все самой. Надеюсь, скоро будет полегче, совсем недавно появилась помощь. Или художник пишет, или он делает дела. Когда начинается совмещение – это как гений и злодейство, в том смысле, что творчество и бизнес нельзя совмещать, совершенно невозможно.
Отдых? Ничего не делать очень трудно – Для меня не существует отпуска в обычном понимании. У меня далеко не оседлый образ жизни. Я много ездила. Была несколько раз в Америке. Германии, Англии. Два лета провела в Тамани, где построила часовню Андрею Первозванному. Ничего не делать вообще очень трудно. Ничего не делать и не испытывать при этом чувства вины – трудно необыкновенно.
Педагогика - это интересный опыт – В течение двух лет я вела занятия в изостудии, мне было очень интересно утвердиться в мысли, что любой челок при желании может научиться рисовать и стать художником. Ученики приходили разные: от 6 до 70 лет. Все занимались вместе. Вы не можете себе представить, что происходило с этими людьми. На первом занятии я предложила ученикам нарисовать мой предмет. «Рисуйте меня», – сказала я людям, которые не умели рисовать. Оказалось, что каждый может нарисовать портрет. Оказалось, что феномен коллективного творчества людей разного возраста, разных профессий, но объединенных желанием, приводит к потрясающим результатам. Это очень интересный опыт.
Наследники - мои единомышленники – Женя, вам легко со своими детьми? – Слава Богу, мы – подруги. В их лице я нашла замечательных помощников. Они помогали мне организовывать эту выставку: развешивали картины, устраивали фуршет. С одной стороны, они прислушиваются к тому, что я говорю, с другой – им со мной нескучно. Я не чувству разницу поколений. Они мои единомышленники. Они слушают ту же музыку, они читают те же книжки.
Поэзия - это загадка – Творчество – это загадка. Мне всегда было непонятно, как рождается словесный образ, точнее поэтический образ, я никак не могла понять, как же это происходит. Свои первые стихи я написала, когда возвращалась из «Детского мира», нагруженная тяжелыми сумками и вдруг услышала строчки, которые сами собой складывались в голове. Вернувшись домой, я просто записала услышанные строчки и с тех пор стала писать стихи.. Стихи "К чему нам быть на "ты", к чему…." Как
трудно перейти на "ты", ххх На шоссе Рекламные
щиты нелепыми заплатами Астральный роман На
моей ладони - Разожми
кулаки, посмотри на ладони. На пленере в Лесных Полянах Рыжая
леса кайма приторочена к серому небу Я
яркой красоты боюсь осенней,
|
|