Д Е В И Ч Н И К |
сватовство, сговор, свадьба
Продолжение Начало Свадьба Бракосочетание греки называли словом «telos», или «освящение». Свадьба означала переход человека на новую ступеньку в его жизни. Поэтому этот день всегда считался особенным, ему придавали необыкновенную торжественность. Тщательно выбирала невеста подвенечное платье. Вот как выглядел наряд невесты сто лет назад: «Подвенечные платья нынче элегантны, даже театральны. Воздушные ткани, кружева, складки и рюши так идут молодым невестам. Белые перчатки снова популярны. Так же, как и легкая фата, традиционный флер д’оранж придают поэтичности и романтики долгожданному событию. Еще деталь: туфли. Атлас, лайка, парча... не помешает ничего». Покровительствовали невестам на Руси «Покров и Пятница Прасковия». Невеста не переставала плакать, в слезах и причитаниях она благодарила отца с матерью и прощалась с девичьей жизнью. Недаром говорят, что женщины бывают против брака и за брак, но замуж желают выйти все. И хотя бабы каются, девки снова и снова замуж собираются. «Браки заключаются на небесах, поэтому многие после свадьбы падают с облаков». (Народная мудрость) Между тем жених получал благословение отца с матерью, молился, получал подарки и угощал гостей ухой, пирогами да закусками. Но сам ничего не ел. Дружко его вез подарки в дом невесты для ее матери, сестер и подружек. Допускались шуточки и розыгрыши. Его могли не пускать в дом, требовать еще вина и подарков. Никто не обижался. Затем начиналось угощенье в доме невесты. Постель для новобрачных устраивали так: сначала укладывали снопы, на них — ковер, перины, простыню, подушки, на подушки — шапку, в ноги — мех. По углам комнаты втыкали стрелы с мехами и калачами, над дверью и окнами прибивали кресты, над кроватью — образа и крест. Накануне свадьбы приглашали знахаря, который должен был оберегать новобрачных от порчи. Распоряжался на свадьбе дружко, или шафер, знаток обычаев и мастер байки рассказывать, петь и плясать. У свадебного поезда был свой порядок. Сначала ехали крестный отец, старшие братья и дядьки жениха, затем его крестная мать, тетки, замужние сестры, младшие братья, друзья и подружки. «Вот тронулся поезд...» А на венчании впереди шли женщины-плясуньи (их называли плясицы), за ними несли каравай и свечи. Затем дружко нес опахало с деньгами, мехами, хмелем. За ним — невеста под покрывалом со свахами, а дальше — женщины с кикой — головным убором замужней женщины. Новобрачной надевали на голову кокошник, кокуй или кику, косу расплетали надвое. Если женились во второй или третий раз, свадьбу справляли, но при третьем браке не венчали, а обходились молитвословием. Обычай преподносить молодым каравай, осыпать зерном и деньгами восходит к древним римлянам. Перед возвращением молодых к двери прибивали подкову или клали под порог замок, а как только молодые переступали порог, замки защелкивали и выбрасывали в воду для долгой жизни в согласии. После венчания чаще всего возвращались в дом жениха, где после благословения и поклонов начинался свадебный пир, на котором молодые ели одной ложкой и пили из одной чашки. На пиру всех рассаживали так: по правую руку (где сидит невеста) — родня, по левую руку — гости, друзья. Случайных гостей сажают напротив молодых. Затем все дружно провожали молодых спать. Молодая жена должна была разуть мужа, в одном сапоге которого лежала монета, а другой был пуст. Если первым жена снимала сапог с монетой, жизнь должна быть счастливой. Наутро участники поезда проверяли целомудрие невесты, а затем продолжали пировать то в доме жениха, то в доме невесты еще целую неделю, желая молодым прожить в здравии и согласии долгие лета.
Свадьба под звуки марша... Вы никогда не задумывались, случайно ли это? Одна
свадьба позади, а сколько их впереди! Рисунок Натальи Скалкиной |
|